Рузская Швейцария - Благодатная Руза


Пресса
Горы для избранных
Gzt.Ru 12.09.2006
Материал опубликован в "Газете" №165 от 13.09.2006г.

Строительство горнолыжных курортов под силу только олигархам Сегодня практически каждый регион считает необходимым иметь у себя горнолыжный курорт. Наиболее известными и потенциально привлекательными являются курорты, сформировавшиеся еще в СССР: Приэльбрусье, Домбай, Красная Поляна. Но кроме них появляются подобные объекты и местного значения. Так, например, уже обустроены склоны под Санкт-Петербургом и Казанью, монтируется оборудование в Нижегородской области. Однако создание горнолыжного курорта - дело довольно затратное, поэтому неудивительно, что строят эти объекты в основном крупные бизнес-структуры.

Одним из первых вкладывать средства в горнолыжные склоны начал "Газпром", который сегодня активно осваивает вершины Красной Поляны. Здесь силами газового монополиста возведено несколько отелей, сооружена новая линия подъемников. Около полугода назад дочерняя структура холдинга "Интеррос" Владимира Потанина, девелоперская компания "Роза Хутор", приступила к созданию одноименного курорта, расположенного в районе Красной Поляны. На реализацию проекта планируется потратить около 140 млн. долларов. Запуск первой очереди склонов курорта "Роза Хутор" намечен на следующий год. Реализует бизнес горнолыжные проекты и в регионах своего присутствия. Так, компания "Русские отели", подконтрольная структурам Олега Дерипаски, реализовала проект горнолыжного курорта "Гладенькая", расположенного в 25 км от Саяногорска в Республике Хакасия, а компания "Норильский никель" завершает строительство курорта "Бобровый Лог" в Красноярском крае. Объем инвестиций в проект оценивается в 35 млн. долларов.

"Создание горнолыжных курортов - дело очень затратное, а учитывая, что они имеют очень выраженную сезонность, сроки окупаемости проектов становятся малопривлекательными, - уверен гендиректор управляющей компании Orange Ring hotel management Сергей Колесников. - Поэтому неудивительно, что строят эти объекты либо с привлечением средств федерального бюджета, либо на деньги олигархов". По его мнению, в среднем на окупаемость горнолыжного проекта уйдет не менее десяти лет.

При этом территорию курорта необходимо осваивать комплексно. "Склоны приносят наибольший доход, но когда подъемников недостаточно, клиенты ищут новые места для отдыха, - делится Колесников. - Развитая инфраструктура создает привлекательность курорта в целом. В удаленных регионах, где находятся настоящие горы, вообще все зависит от наличия отелей и их качества". Так, по его словам, на Домбае много проблем появилось в результате противоречий между собственниками подъемников и отелей. "Там у каждого свой бизнес, а договориться почему-то не могут, - рассказывает Колесников. - Для клиентов гораздо лучше, когда существует пул инвесторов или все сосредоточено в одних руках".

Ручные горки

Зато ведение бизнеса на горнолыжных курортах, расположенных вблизи мегаполисов, имеет свою специфику и доступно менее крупным компаниям. Здесь основной доход составляют поступления от продажи или сдачи в аренду недвижимости, расположенной в районе горнолыжного курорта. Например, после того как компания "Итера" построила на 47-м км Дмитровского шоссе курорт "Сорочаны", стоимость земли в его окрестностях выросла в десятки раз. Если раньше участок площадью 15 соток вместе с домом здесь можно было приобрести за 4-5 тысяч долларов, то сегодня эта сумма - стоимость сотки земли в данном районе.

В подобных проектах вложения могут происходить поэтапно. Компания "Вашъ финансовый попечитель" ("ВФП") в рамках проекта "Рузская Швейцария - Благодатная Руза" возводит горнолыжный курорт "Паново" стоимостью 200 млн. долларов. "При насыпных горах, особенно учитывая московский климат, когда сезон максимум 3-4 месяца, очень тяжело говорить о доходности", - жалуется заместитель гендиректора "ВФП" Кирилл Савицкий. По его словам, в данном случае деньги частично "отбиваются" на гостиничной и развлекательной инфраструктуре, но основной доход приходится на продажу недвижимости, расположенной в районе курорта. "В первую очередь это продажи коттеджей в поселках, расположенных в окрестностях склонов, - объясняет он. - За счет этого мы имеем возможность полностью окупить данный проект".

Впрочем, по мнению коммерческого директора компании "МТ Девелопмент" Натальи Жуковой, занижать доходность от "эксплуатации" склонов не стоит. Весной следующего года компания планирует начать строительство крытого развлекательного комплекса с горнолыжными склонами в 1,5 км от МКАД по Киевскому шоссе. Всего в проект планируется вложить около 130 млн. долларов, ожидаемый срок возврата средств - 6 лет. "В нашем случае доход от склонов должен составить около 50%, но это минимум, так как у нас развлекательный комплекс, а не горнолыжный курорт, - объясняет Жукова. - Обычно доходность от склонов гораздо больше, чем от инфраструктуры".

Активно включились в развитие горнолыжных курортов в Подмосковье и столичные застройщики. В Красногорском районе Подмосковья строительная компания "СУ-155" выступает соинвестором проекта сооружения горнолыжного спуска протяженностью около 400 метров, который предполагается ввести в действие зимой текущего года. Еще один горнолыжный курорт может появиться в Балашихинском районе. Здесь компания "Новая Площадь" планирует построить три горнолыжных склона плюс другие объекты развлекательной инфраструктуры: открытый каток, аттракционы, ресторан. Всего в проект намечено вложить 6 млн. долларов.

Конкуренции горнолыжные инвесторы не боятся. "Мы находимся лишь в самом начале пути, - уверен Кирилл Савицкий. - Народу хватит на всех".

Денис Тыкулов


в начало написать письмо